Значение экспериментальной работы в предпрофильных классах

«…науки, которые не родились из эксперимента, этой основы всех познаний, бесполезны и полны заблуждений»
Леонардо да Винчи, 1452-1519

Для того, чтобы стать химиком, нужно прежде всего изучить эту науку и полюбить ее. Для многих ученых старшего поколения увлечение химией начиналось или «аналитически» после прочтения интересно написанных популярных книг по различным разделам этой науки или, что естественно, после увиденных или проведенных самостоятельно химических опытов!

Увлечение школьников химией, как правило, начинается с экспериментов. Так было в давние времена, так осталось и поныне. Поэтому, несмотря на бурное внедрение в образование ИКТ-технологий, используя новые учебные возможности, необходимо сохранять в химии ее специфику «ручного» эксперимента, совершенствующего наблюдательность учащихся, сосредоточенность, внимательное отношение к деталям и безопасности, изобретательность и часто даже обыкновенную настойчивость.

Ныне часто встречается «модная» подмена опытов их виртуальным наблюдением, что обедняет предмет химии, снижает интерес школьников к этой достаточно трудной науке. Надо сказать, что проблема проведения химических экспериментов в школе не нова. В одном из документов двадцатилетней давности можно прочитать: «У учеников всех классов слаба техника выполнения эксперимента …», – а ведь речь идет об участниках Всероссийской олимпиады! Исходя из наличия имеющихся проблем, в преподавании химии в общеобразовательной школе и тем более в профильных классах необходимо уделять должное внимание обучению основным экспериментальным навыкам, совершенствовать методику организации лабораторных и практических работ.

В своей педагогической практической деятельности при работе в профильных группах и предпрофильных классах я стремлюсь совершенствовать химический эксперимент не столько в направлении увеличения числа иллюстративных опытов (для этого банально не хватает времени!), сколько в направлении усиления эффективности экспериментальной деятельности за счет проблемных и исследовательских опытов. В них учащиеся знакомятся с приемами творческой работы, выступают в роли ученых-исследователей, осознают на практике ответственность за безопасность химической реакции. Это приводит к необходимости более основательно изучать содержание предмета, расширяется научный кругозор, приобретается опыт деятельности в нестандартных условиях, что имеет общеучебную ценность.

В лицее № 1568 г. Москвы в 8-ых классах для изучения химии традиционно выделяется 2 часа, однако есть бесспорное благо – деление класса на подгруппы для проведения практических работ, что позволяет организовывать в том числе и проблемные ситуации при проведении экспериментов. Повышение интереса к химии удается достигать на дополнительных занятиях, значительная часть которых посвящается экспериментальной работе, особенно в 8-9-ых классах. Результат «налицо» - ежегодно учащиеся 9 классов выбирают химию для профильного обучения (в 9-ых кл. 3 часа в неделю, в 10-11-ых – 4 часа), успешно участвуют в олимпиадах различного уровня, в исследовательской деятельности, выбирают Химию своей судьбой.

Приведу пример внеурочного занятия для учащихся 8 классов, планирующих выбор химического профиля.

Тема занятия «Верные - неверные утверждения»
Лейт-мотив «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» И. В. Гете
Цели занятия - способствовать развитию интеллектуальных ресурсов личности;
- используя интегрированный подход к обучению, направить поисковую деятельность учащихся на решение взаимосвязанных учебных проблем;
- развивать умения совершать логические операции при выполнении химических экспериментов и обобщении их результатов.
Содержание Учащиеся спецкурса выполняют экспериментальные задания проблемного характера, изучая свойства неорганических веществ, затем обсуждаются результаты сначала в группах, затем следует общее подведение итогов с объяснением сущности процессов.
Практические задания Задание № 1. Находясь в стенах физико-математического лицея, проверим аксиому: «от перемены мест слагаемых сумма не изменяется». Проведем реакцию между хлоридом алюминия и гидроксидом натрия, используя оба варианта последовательности добавления реактивов.
Задание № 2. Прогнозирование процессов, протекающих в растворе. В смеси находятся сульфат меди (II) и соляная кислота, оба компонента способны реагировать с гидроксидом натрия, в одном случае должен образоваться осадок, в другом происходит нейтрализация. В какой последовательности пройдут процессы на практике?
Задание № 3. Согласно ряду напряжений металлов, литий должен вытеснять медь из ее солей, однако он является щелочным металлом и реагирует с водой. Что происходит на практике при добавлении лития в раствор соли?
Задание № 4. Проверьте возможность распознавания растворов хлорида бария, сульфата калия, соляной кислоты и карбоната натрия без использования других реактивов.

Последнее задание (Задание № 4) часто встречается на экспериментальных турах олимпиады по химии, такие опыты позволяют не только устанавливать новые факты, но уточнять, корректировать знания учащихся, школьники глубже вникают в сущность проводимых экспериментов. Проведение нестандартных или неожиданных по своим результатам опытов будируют мысль, создают достаточно яркую эмоциональную окраску обучению, чего подросткам зачастую недостает…

Современная наука развивается стремительно, невозможно представить теперь мир без компьютерной обработки данных, без высокоскоростного получения и обмена информации, без новейших методических средств обучения. Но, я уверена, что нам важно сохранять традиции вовлечения учеников в предмет химии, возможность развития знаний и личности ученика, увлеченного химией (возможно потому и увлеченного) за счет приобретения личного опыта экспериментальной работы. Процитирую слова из отзыва одной из выпускниц:

«Все началось с пробирки в руке… ».